Кризис поощрений. Как мама может сорвать поведенческую терапию у ребенка с РАС
Сегодня поговорим про АВА-терапию.
АВА-терапия – это поведенческая терапия, показанная детям с расстройствами аутистического спектра. Она помогает ребенку наладить и стабилизировать поведение, его реакции, а также развивает навык общения.
Одним из главных элементов АВА-терапии является механизм поощрений.
Если совсем просто, то это тот самый «сахарок», который стимулирует ребенка вести себя так, как надо специалисту, а затем и маме.
Вот так всё банально и просто. Некоторые родители выказывают возмущение, мол, это не занятия с ребенком, а дрессировка собачки!
И да, стоит признать, что дрессура и поведенческая терапия работают по схожим правилам. Но не стоит забывать, что человек – часть природы. И то, что работает с животными, вполне себе работает и в отношении человека. Всё в нашем мире взаимосвязано и работает по одним законам.
А чтобы закрыть тему с отрицанием, то вот вам еще аргумент: уголовный кодекс – этот тот же кнут дрессировщика. Человек не по собственной воле соблюдает нормы общественного приличия, а лишь потому, что за нежелательное поведение его накажут. Вот вам и «собачки»...
Пагубное поощрение
Итак, мы уже сказали, что важным элементом поведенческой терапии при РАС является механизм поощрения.
Ребенок всё сделал правильно – вот тебе наклейка или вкусняшка.
Ребенок отказался выполнять требования специалиста – ни наклейки тебе, ни вкусняшки, не заслужил.
Что мы видим? – Крик, слезы, протест и требования дать. Но здесь важно сохранять хладнокровие и показать ребенку, что манипуляции тут не работают. Постепенно ребенку волей-неволей придется усвоить это правило и корректировать свое поведение. Собственно, вот и вся суть поведенческой терапии.
Но что делает мама?
Чуть ребенок всплакнул, его сразу же заваливают игрушками, конфетами, шариками.
В таком случае, какой паттерн поведения закрепится у ребенка? – Верно, манипулятивный паттерн через истерики. А ведь именно с таким запросом мама привела ребенка на коррекцию: «Помогите! У него невыносимое поведение! Он вечно истерит...»
И при этом мама же сводит на нет все старания специалиста, который пытается разрушить эту деструктивную поведенческую модель.
Как быть?
Что мы имеем? – Ребенок по первому же требованию получает всё, что хочет. Ему не нужно ничего для этого делать, разве что немного покричать.
Ну и в каком положении оказывается АВА-терапевт? – Каким таким поощрением специалист может простимулировать ребенка выполнять задания, если дома его балуют? Ответ: никаким.
Главный закон реабилитации и коррекции гласит: «Занятия с ребенком не должны заканчиваться кабинетом специалиста, а должны продолжаться и дома, везде!»
Пока мама не осознает этот закон, в занятиях с ребенком не будет никакого смысла.
Ребенок должен всё уметь и приемлемо себя вести не в пределах кабинета специалиста, а всюду, где бы он ни оказался. Без ответственного участия мамы и папы в процессе коррекции никак.
В «Сакуре» работа ведется не только с детьми, но и с их родителями.
Во-первых, родителей нужно обучить азам домашней реабилитации.
А во-вторых, ответственному подходу ко всему, что в «Сакуре» происходит. Мамам и папам очень скоро приходится усвоить, что специалисты не всесильны. Специалисты с ребенком лишь несколько дней. Основная же работа лежит на плечах семьи, в кругу которой ребенок проводит большую часть своей жизни.