Инклюзивное образование - это новое направление обучения и социализации детей-инвалидов. В чем основная суть инклюзии и какие препятствия она встречает в реалиях российского образования?
Инклюзивное образование - это совместное образование детей, не разделяя их по группам здоровья. В Российской Федерации инклюзия закреплена на законодательное уровне: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанный президентом РФ 29.12.2012 года. Согласно этому закону, каждый ребенок имеет право обучаться с остальными: начиная с детских дошкольных учреждений и заканчивая университетом. Ребенок-инвалид независимо от диагноза может получить образование вместе со сверстниками, а образовательное учреждение должно обеспечить ему доступность всех сфер.
Сама идея инклюзии для Российского образования - новаторство. Со времен СССР детей-инвалидов было принято изолировать от "здорового" общества, помещая их в интернаты и детские дома. Вся система образования была унифицирована и ориентирована на здоровых детей. Коррекционное образование развивалось параллельно, но не пересекалось с общим: дети с ОВЗ обучались раздельно, в подавляющем большинстве случаев получая образование лишь среднее школьное. "Особенные" дети оставались заперты в четырех стенах, не имея возможности общаться со сверстниками. Поэтому внедрение инклюзивного образовния несет очень много положительных моментов:
1. Социализация детей с ОВЗ: ребенок-инвалид, с раннего возраста посещающий сначала детский сад, потом школу и институт, легче "находит себя" в жизни. Он не испытывает дискомфорта в общении, легче знакомится и заводит друзей.
2. Воспитание подрастающего поколения: в отличие от поколения родителей постсоветского периода, которые редко контактировали с инвалидами по причине их изоляции от общества, подрастающая молодёжь начинает терпимо и гуманно относиться к сверстникам с ОВЗ. С малых лет постоянно общаясь и играя вместе с "особенными" детьми, здоровые дети спокойно воспринимают тот факт, что некоторые дети "не такие как все". Детям прививаются чувства взаимопомощи и сострадания.
3. Перспективы развития: ребенку-инвалиду легче поступить и продолжить учебу в ВУЗах, имея стандартный школьный аттестат об образовании.
4. Участие во внешкольных мероприятиях: кроме учебы, ребенок-инвалид вовлечен во все внешкольные мероприятия и праздники. А это намного интереснее, чем проводить праздники в четырех стенах квартиры. К тому же, участие в школьных кружках, концертах и театрах помогает раскрыть способности и таланты ребенка.
Несмотря на положительные стороны, внедрение инклюзивного образования встречает много препятствий. Виной тому - стандартизированные реалии российских образовательных программ и учреждений. Поэтому часто родители делают выбор в пользу коррекционного или домашнего обучения. Рассмотрим основные проблемы, которые мешают развитию инклюзии в России:
1.Отсутствие специалистов: несмотря на то, что инклюзия стремится нивелировать разницу между детьми, часто подход в обучении к ребенку-инвалиду нужен индивидуальный. Учителю в таком случае не хватает опыта и специального знания по коррекционной педагогике.
2. Отсутствие образовательных программ: программы составляются для стандартных учеников. Для "особенного" ребенка нужна индивидуальная программа образования, которую должен составить учитель с учётом специальных образовательных потребностей ребенка.
3. Доступная среда: не все учреждения имеют специальные туалетные комнаты и подъемные лифты. Так же для "особенного" ребенка школа должна предоставить адаптированную мебель и возможность доступа во все кабинеты для колясочников.
4. Тьютор: если ребенок не справляется, то школа должна обеспечить ему тьютора. Это специальные преподаватели, которые помогают ребенку учиться в школе: они следят за уроком, помогают выполнить назначения, провожают в туалет/столовую.
5. Отсутствие финансирования: это довольно спорная ситуация. Часто образовательному учреждению невыгодно держать в штате логопеда, дефектолога, тьютора и др.специалистов только из-за одного "особенного" ученика.
6. Личные причины: к сожалению, не все учителя согласны брать в класс "особенного" ребенка. Иногда учитель боится, что не справится. Например, не имея специального образования и опыта общения, учитель не сможет наладить контакт с ребенком-аутистом. Часто учителя пугают "дополнительные хлопоты": для ребенка-инвалида нужно составить индивидуальную программу, специальные методики, при этом нужно его активно включать в образовательных процесс, опять же переделывая ход урока.
В последние годы, учитывая все положительные стороны инклюзии, родители приводят "особенных" детей в общеобразовальные школы и сами садятся вместе с ним за парту. Мама становится тьютором. Ведь в классе более 20 учеников и просто физически учитель не может уделить достаточного внимания каждому.
В отличие от зарубежных стран, где инклюзия имеет богатый опыт и историю, в России такое образование еще только начинает развиваться. Остается надеяться, что подстраиваясь под российскую систему образования, не потеряется главная суть инклюзии: не ограничивать возможности "особенного" ребенка.