С началом лета все едут на отдых. Утомленные долгими холодами, все пересаживаются на транспорт: кто-то доверяет свой отпуск личному автомобилю, более смелые летят на самолёте, ну а чаще всего люди предпочитают самый романтичный вид транспорта - поезд! Ехать в поезде всегда необычно: интересные знакомства, щедрые соседи "по полке", добрые проводницы. Железная дорога станет частью увлекательного путешествия, если в пути не только весело, но и комфортно. Современные поезда совершенствуются согласно интересам пассажиров разных физических возможностей. Если предстоит поездка к месту лечения, обратно домой или просто в гости, то большинство пассажиров-инвалидов пользуются железнодорожным транспортом, как единственным средством передвижения на дальние расстояния. Особенно актуальна эта проблема для родителей с детьми-инвалидами. Взрослым инвалидам и маленьким "особенным" пассажирам нужны особые условия в пути, поэтому для них созданы вагоны со специализированными купе. На данный момент на российских железных дорогах курсируют 683 вагона со спецкупе, в которых созданы все условия, чтобы пассажиры чувствовали себя комфортно в дороге.
Спецвагон уникален, ведь в нем могут путешествовать и колясочники, и люди с проблемами слуха, и незрячие. Для того, чтобы воспользоваться специальным купе, нужно запланировать свою поездку за 45-60 дней. Для начала нужно подать заявку дежурному администратору вокзала за 60 дней до поездки. Обязательно при себе иметь все документы инвалида, в том числе ИПР, в котором должны быть прописаны коляски. Если такой записи нет, то необходимо заранее взять справку из поликлиники, что человек является инвалидом-колясочником. После подачи заявки, ожидаете звонка, где вам сообщат о наличии спецвагона в данном направлении и даты, когда можно приехать покупать билет. Если по данному курсу имеется спецвагон со свободным местом в купе, то можно билет покупать сразу. Если же спецвагон отсутствует, то работники РЖД включат этот вагон в состав. Поэтому и требуется заранее предупредить о необходимости спецвагона. В дальнейшем, все ваши действия и пожелания необходимо согласовать со специалистами Центра содействия мобильности (ЦСМ). В назначенный администратором день приходите покупать билет в кассу со всеми документами. Стоит отметить, что в отличие от обычных, билет в спецвагон оформляется очень долго, поэтому на вокзале сразу обращайтесь ЦСМ за помощью в оформлении билета. Вас по возможности обслужат без очереди. Если поездка планируется к месту лечения и обратно, то не забывайте о том, что имеете право на льготный проезд, если не отказались от соцпакета. Если же билеты приобретаются за личные средства, то не стоит переживать, с 2011 года со всех спецвагонов снимаются статуты "фирменных" и цены в таких купе наряду с обычными билетами невысокие. А так же РЖД предоставляет скидку инвалидам на покупку билетов в данное купе около 40-50%.
Наступил день поездки, и если необходимо проехать на территорию вокзала, то заранее в ЦСМ уточните этот момент - вас пропустят на автомобиле через шлагбаум прямо к входу. Все документы держите под рукой, не надо их прятать глубоко в чемодане, ведь при проверке билетов могут потребовать ИПР, справку об инвалидности, или даже свидетельство о рождении у детей. У спецвагона вам помогут подняться, при необходимости используя подъемник. Спецвагон поделён на 2 части. В первой расположены обычные купе, вторая половина оборудована специально для маломобильных пассажиров. Здесь дверные проемы широкие, спальная полка и туалетная комната оборудованы всем необходимым: поручни, ремни, кнопки регулировки, свето-звуковые указатели. В купе есть место и для сопровождающего лица. Других пассажиров в данное купе не допускают. Если есть необходимость, вам выдадут лёгкое в обращении инвалидное кресло. Кнопки вызова проводника, радио, розетки и др. приборы находятся на доступном уровне. После прибытия на место назначения, инвалида у выхода будут ожидать сотрудники РЖД, они спустят его по подъемнику, а так же помогут с багажом. Данные спецвагоны выпущены с учётом всех необходимых условий для комфортной поездки. А специально обученные работники помогут решить возникшие в пути проблемы совершенно бесплатно. Необходимо лишь одно - заранее проинформировать сотрудников РЖД о поездке. Для заказа спецвагона, помощи посадки/высадки, ответы на интересующие вопросы можно узнать, позвонив в Центр содействия мобильности - 8 (800) 510-11-11 или в единую службу 88007750000.
Все удобства предоставлены, остаётся лишь пожелать счастливого пути!