Мамы, вы задавались вопросом: «Зачем это всё?»
Зачем вы ездите по всей России в поисках лучших врачей?
Зачем эти нескончаемые реабилитации?
Зачем? Зачем? Зачем?
Поставить конкретную цель и определить задачи, решение которых поможет достичь эту цель.
И уже на этом этапе есть сложности. Часто родители приезжают в «Сакуру» с завышенными ожиданиями. Ребенок едва держит баланс, сенсорные эталоны не выстроены, но родители уверены, что после первого же курса реабилитации их малыш вскочит на ноги и побежит.
Из-за такого неверного восприятия родители порой разочарованы. Их оторванные от реальности планы выливаются в полное отрицание. Дескать, ваши специалисты бестолковые, реабилитация некачественная, мы будем искать центр получше.
Определить, есть ли у ребенка усвоенные навыки. Есть ли умения. И есть ли знания.
На этом этапе тоже есть трудности и недопонимание.
Пример: реабилитолог проводит диагностику мелкой и крупной моторики, психолог определяет уровень бытовой, игровой и коммуникационной интеграции. Специалистам очевидно, что внимание ребенок не фокусирует, команды и просьбы понимает плохо. При этом мама утверждает, что дома ребенок всё может и всё умеет. А сейчас – просто переволновался.
Да вот нет. Это так не работает. Если у ребенка закреплен навык, то, как бы малыш не волновался, навык, доведенный до автоматизма, будет работать, как часы. А если навык не усвоен, то и получается: дома маме кажется, что в целом у ребенка все в порядке и надо лишь подтянуть какие-то частности, а на деле – ребенок полностью дезинтегрирован: как физически, так и ментально.
С чего мы начали?
С простого вопроса: «Зачем вам реабилитация?»
Чтобы пошел?
А зачем?
Попробуйте ответить себе на этот, казалось бы, простой вопрос: «Зачем вашему ребенку реабилитация?»
Знание. Умение. Навык.
Ответ прост.
Реабилитация вашему ребенку нужна для того, чтобы он мог почистить зубы. Чтобы он мог самостоятельно покушать. Самостоятельно сходить в туалет. Самостоятельно помыться. Самостоятельно одеться, чтобы пойти гулять.
Во всей этой суматохе реабилитация стала чем-то сродни мифу. Этакое метафизическое понятие. Реабилитация нужна ребенку. Но вот зачем – никто не знает. Тайна за семью печатями. Хотя всё элементарно и прозаично. В медицине нет места романтике и фантазиям. Там всё четко и конкретно.
У ребенка нарушена работа ЦНС. Попросту – произошла поломка в мозге. Из-за этого ребенок не может выполнить элементарные нейро-моторные задачи: донести ложку до рта, например. Или даже ухватить ложку не может.
Вот и получается, что всё до смешного банально и просто.
Знание
Рассмотрим целеполагание реабилитации на примере чистки зубов.
Что входит в это понятие – «чистка зубов»?
ЧИСТКА ЗУБОВ – это:
Вот что такое «чистка зубов» с точки зрения знания об этом процессе. Теория, теоретическая база, на которой основывается следующий элемент реабилитации.
Умение
Итак, ребенок узнал, что есть щетка, паста, кран, раковина, вода – увидел, потрогал и пр. – познал всеми органами чувств. Для него теперь это известный предмет. Известная часть реальности.
Что дальше?
Дальше мы должны познакомить с практикой. У ребенка есть знание о том, что щеткой можно что-то чистить. Вот теперь пусть что-то почистит. У ребенка есть знание о том, что паста улучшает процесс чистки. Пусть попробует, как это, на практике. Далее все то же самое с краном, раковиной и водой.
Навык
Навык – это умения, доведенные до автоматизма.
Навык – это крепкий союз знаний (теории) с умением (практикой).
Реабилитация как целеполагание
Вот что собой представляет чистка зубов. Казалось бы, что может быть проще. Ан нет. Чистка зубов – это сложный нейро-мышечный и сенсомоторный процесс, в котором участвуют все органы чувств + проприорецепция, баланс и внимание.
И это мы поговорили только о психической стороне вопроса. О восприятии какого-то действия. В данном случае – чистки зубов.
А если у ребенка ДЦП?
Если ребенок не может удерживать предметы, нет хватательного рефлекса, движения раскоординированы? Что тогда?
Тогда к элементу восприятия добавляется еще и физический элемент. Параллельно с психикой нам нужно развивать и физическое подкрепление.
Так в чем секрет успешной реабилитации?
А он в том и есть – в логически выстроенной работе разноплановых специалистов, у которых одно конкретное целеполагание, основанное на бытовой интеграции ребенка и его адаптации.