logo_0.1
Медицинский центр "Сакура"
Пн. - пт:  09:00 - 19:00
Суббота: 09:00 - 13:00
Воскресенье: выходной
г. Челябинск,
ул. Захаренко, 18
Получить консультацию

Арт-терапия

Не просто каляки-маляки. Методы реабилитации: АРТ-ТЕРАПИЯ

Неотъемлемая часть детства – это рисование. Яркие каляки-маляки были в жизни, пожалуй, каждого. Как правило, родители относятся к рисованию детей как к простой игре. Однако многолетние исследования головного мозга человека заставили психотерапевтов пересмотреть свое отношение к рисованию как к развлечению. Так в психотерапии и психологической коррекции появилась такая процедура, как арт-терапия.

colour-pencils-450621_1920

Смысл этой процедуры легко расшифровать: арт (искусство)+терапия. То есть – лечение осуществляется посредством творчества.

Особенно распространился этот метод в работе с детьми с ОВЗ (ограничения возможностей здоровья), так как давал заметные результаты.

Положительные результаты после арт-терапии:

  • улучшает эмоциональное состояние ребенка (даже если в начале он проявлял агрессию);
  • улучшает коммуникацию: дети становятся более общительными и открытыми;
  • снимает барьеры в общении посредством альтернативной коммуникации при помощи невербальных сигналов (рисунков, значков, цвета);
  • учит детей концентрации и осознанности;
  • сенсорная вовлеченность почти всех органов чувств: например, ребенок рисует пальцами – в этот момент задействованы его зрительная система и органы осязания;
  • процесс творчества дает ребенку возможность почувствовать себя личностью, производителем, творцом; тем самым повышается самооценка, ребенок испытывает особые чувства к своему рисунку/аппликации/коллажу.

kids-978182_1920

Следует помнить, что цель арт-терапии – не создать продукт искусства, а развить в ребенке личность. Работа в внутренним Я малыша – главная задача этой процедуры. Фокусировка происходит не на результате работы, а на самом процессе.

Отлично отражает концепцию арт-терапии философия японских самураев:

«У самурая нет цели – есть только путь».

Из этого следует: для того чтобы заниматься арт-терапией, не обязательны художественные навыки или задатки великого художника. Во время рисования или, быть может, лепки не отрабатывают технику, а формируют новые нейронные связи в мозге, которые в дальнейшем будут управлять мыслями, мотивами и поведением ребенка.

От арт-терапевта, прежде всего, требуется эмпатия, то есть способность распознавать и анализировать чувства своих пациентов. Во время арт-терапия недопустимы указывания, что и как нужно рисовать. Задача специалиста – направлять творческие порывы ребенка и помогать воплотить его идеи.

Сделаем промежуточный вывод:

арт-терапия помогает справиться с психологическими травмами и фобиями, повышает самооценку и навыки коммуникации, помогает справиться с депрессией и личностными кризисами, снижает уровень стресса и подталкивает к самопознанию.

Таким образом, арт-терапия полезна не только детям с ОВЗ, но и всем людям в целом.

art-423530_1920

Принципы арт-терапии

Главное правило: в арт-терапии нет категорий «правильно» и «неправильно», на арт-терапии не занимаются живописью, там – при помощи рисунка и других видов творчества проживают эмоции.

Детализация

В арт-терапии внимание нужно уделять всему: цвету, линиям, фигурам и их сочетаемости. Важна каждая деталь.

Контекст

Анализируя композицию, созданную ребенком во время арт-терапии, специалист может узнать, тревожен ли ребенок, испытывает ли он стресс и каково его мировоззрение.

Ощущения

То, что ребенок переживает во время арт-терапии: сенсорные ощущения и мысли – ценный набор впечатлений, который, пусть и медленно, но развивает маленького пациента.

Анализ

Разбор творческой работы полезно осуществлять вместе с автором, дабы можно было показать ему тот потенциал, какой, возможно, от него скрыт. Важно обсудить с ребенком все детали его рисунка или композиции.

Виды арт-терапии

  1. Рисование красками, карандашами, мелками – ИЗОТЕРАПИЯ.
  2. Воздействие на зрительные органы цветом – ЦВЕТОТЕРАПИЯ.
  3. Чтение сказок, их пересказ или сочинение новых историй с участием маленького пациента – СКАЗКОТЕРАПИЯ (библиотерапия).
  4. Отыгрывание ситуаций, которые могут произойти с ребенком – ДРАМАТЕРАПИЯ.
  5. Постановки с использованием кукол – КУКЛОТЕРАПИЯ.
  6. Рисование песком – ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ.
  7. Рисование на воде – ВОДНАЯ ТЕРАПИЯ.
  8. Создание фотоснимков – инсценировки, натурные съемки, позирование – ФОТОТЕРАПИЯ.
  9. МЕТАФОРИЧЕСКИЕ КАРТЫ – сеансы терапии с использованием метафорических карт (ряд вопросов, ответы на которые кроются в замысловатых рисунках, изображенных на картах).

В итоге: арт-терапия является обширным полем для психотерапевта. Используя различные методы и виды творчества, можно успешно прорабатывать те или иные проблемы, с которыми сталкивается ребенок. Кроме проработки психологических проблем, арт-терапия развивает воображение ребенка, его способность к общению, интеллектуальные навыки и эмоциональное состояние.

Полезные статьи:

Записаться на консультацию
Первый медицинский центр в России, оказывающий с 2011 года эффективные комплексные услуги по лечению и абилитации людей с ДЦП, расстройством аутического спектра, последствиями инсульта и черепно-мозговыми травмами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен/согласна на обработку своих персональных данных:*
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных на условиях Политики конфиденциальности
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных
Спасибо! Форма отправлена
Яндекс.Метрика Verification: 656982d81d011508
Получить консультацию