Не просто каляки-маляки. Методы реабилитации: АРТ-ТЕРАПИЯ
Неотъемлемая часть детства – это рисование. Яркие каляки-маляки были в жизни, пожалуй, каждого. Как правило, родители относятся к рисованию детей как к простой игре. Однако многолетние исследования головного мозга человека заставили психотерапевтов пересмотреть свое отношение к рисованию как к развлечению. Так в психотерапии и психологической коррекции появилась такая процедура, как арт-терапия.
Смысл этой процедуры легко расшифровать: арт (искусство)+терапия. То есть – лечение осуществляется посредством творчества.
Особенно распространился этот метод в работе с детьми с ОВЗ (ограничения возможностей здоровья), так как давал заметные результаты.
Положительные результаты после арт-терапии:
Следует помнить, что цель арт-терапии – не создать продукт искусства, а развить в ребенке личность. Работа в внутренним Я малыша – главная задача этой процедуры. Фокусировка происходит не на результате работы, а на самом процессе.
Отлично отражает концепцию арт-терапии философия японских самураев:
«У самурая нет цели – есть только путь».
Из этого следует: для того чтобы заниматься арт-терапией, не обязательны художественные навыки или задатки великого художника. Во время рисования или, быть может, лепки не отрабатывают технику, а формируют новые нейронные связи в мозге, которые в дальнейшем будут управлять мыслями, мотивами и поведением ребенка.
От арт-терапевта, прежде всего, требуется эмпатия, то есть способность распознавать и анализировать чувства своих пациентов. Во время арт-терапия недопустимы указывания, что и как нужно рисовать. Задача специалиста – направлять творческие порывы ребенка и помогать воплотить его идеи.
Сделаем промежуточный вывод:
арт-терапия помогает справиться с психологическими травмами и фобиями, повышает самооценку и навыки коммуникации, помогает справиться с депрессией и личностными кризисами, снижает уровень стресса и подталкивает к самопознанию.
Таким образом, арт-терапия полезна не только детям с ОВЗ, но и всем людям в целом.
Принципы арт-терапии
Главное правило: в арт-терапии нет категорий «правильно» и «неправильно», на арт-терапии не занимаются живописью, там – при помощи рисунка и других видов творчества проживают эмоции.
Детализация
В арт-терапии внимание нужно уделять всему: цвету, линиям, фигурам и их сочетаемости. Важна каждая деталь.
Контекст
Анализируя композицию, созданную ребенком во время арт-терапии, специалист может узнать, тревожен ли ребенок, испытывает ли он стресс и каково его мировоззрение.
Ощущения
То, что ребенок переживает во время арт-терапии: сенсорные ощущения и мысли – ценный набор впечатлений, который, пусть и медленно, но развивает маленького пациента.
Анализ
Разбор творческой работы полезно осуществлять вместе с автором, дабы можно было показать ему тот потенциал, какой, возможно, от него скрыт. Важно обсудить с ребенком все детали его рисунка или композиции.
Виды арт-терапии
В итоге: арт-терапия является обширным полем для психотерапевта. Используя различные методы и виды творчества, можно успешно прорабатывать те или иные проблемы, с которыми сталкивается ребенок. Кроме проработки психологических проблем, арт-терапия развивает воображение ребенка, его способность к общению, интеллектуальные навыки и эмоциональное состояние.