logo_0.1
Медицинский центр "Сакура"
Пн. - пт:  09:00 - 19:00
Суббота: 09:00 - 13:00
Воскресенье: выходной
г. Челябинск,
ул. Захаренко, 18
Получить консультацию
Главная/Аутизм/Статьи - аутизм/Сенсорная депривация при аутизме

Сенсорная депривация при аутизме

Сенсорная депривация – это дефицит сенсорных впечатлений.

zima-sobaka-radost-devocka-igra-rebenok-pes-sanki-smehДля правильного и полноценного функционирования нервной системе человека нужно получать из окружающего мира определенное количество сенсорных сигналов.

Это и визуальные образы, это и запахи, и вкус, и тактильные ощущения.
У детей с аутизмом в силу их диагноза часто наблюдается дефицит этих самых ощущений, что пагубно сказывается на их умственной и психической активности.

В этой статье мы поговорим, чем чревата сенсорная депривация и как помочь ребенку в этой ситуации.

Нежелательная мастурбация
Мастурбация – это нормальное явление. Ребенок растет, изучает свое тело, его возможности и отклики. И конечно же, ребенку интересны его половые органы.
Если же у ребенка аутизм мастурбация может иметь патологический характер. Из-за дефицита сенсорных ощущений, который возник в следствие неправильной работы мозга, ребенок ищет пути восполн
ения. Один из них – стимуляция гениталий.
Такая тактильная стимуляция успокаивает нервную систему малыша. Однако ребенок может приступить к этому в любых самых неожиданных местах: в гостях, в магазине, на детской площадке. Дети с аутизмом с трудом усваивают нормы социального поведения, поэтому что-то объяснить малышу едва ли получится (дескать, не надо себя дергать или гладить между ног на людях).
Нужно действовать по-другому. А именно – насытить сенсорику ребенка. Сенсорная интеграция – один из таких способов.

Наиболее эффективная сенсорная интеграция – через тактильность.
Играйте с ребенком в такие игры, в которых будет максимум телесного контакта. Рассказывайте ребенку сказки, массируя его тело, щупая его ручки и ножки, тем самым объясняя сюжет истории.

Например: «Потопал зайка в лес искать приключения» (в этот момент трогайте ребенка за ножки, сжимайте их, гладьте, слегка царапайте ногтями)
«Услышал зайка звон» (пощупайте ушки ребенка, обозначая, чем зайка слышит звук; а также – издайте тот самый звук, используя колокольчик, трещотку или иной предмет)
«Подул ветер, и шерстка зайки затрепетала» (подуйте на кожу ребенка, а еще – дайте пощупать малышу ту самую шерстку: поднесите к нему кошку или используйте искусственный мех на своей куртке)
«Прискакал зайка на поляку. Видит – ягодки. Ам – зайка скушал ягодку» (дайте ребенку съесть ягоду, чтобы насытить его вкусовой сенсорный опыт)

Другой способ: поиграйте с ребенком в льдинки. Возьмите кубик льда и катайте по столу друг другу. Ребенок усвоит сенсорный эталон: холодно/мокро.

Так, различными способами, можно переключить внимание ребенка с самостимуляции (мастурбация) на стимуляцию во время игр всего тела. Это насытит его нервную систему, и постепенно ребенку уже не захочется трогать себя в интимных местах.
Главное, помните: рано или поздно у ребенка начнется половое созревание. В этом случае причина мастурбации будет заключатся не в сенсорной депривации, а во вполне естественном сексуальном влечении, которое присуще всем живым организмам – от хомячка до человека. К этому времени (к 12-15 годам) у ребенка нужно сформировать нормы социального поведения, иначе придется терпеть конфузы и краснеть...

Селфхарм – это самоповреждения, которые человек наносит себе из-за психических расстройств или эмоциональных переживаний.

1612898754_26-p-rebenok-na-krasnom-fone-72 Селфхарм часто наблюдается и у вполне нормотипичных подростков. Причина – эмоциональный перегруз, стресс в школе или семье.
В случае детей, у которых диагностирован аутизм, селфхарм объясняется все той же сенсорной депривацией. И если здоровые дети, как правило, режут себя, то дети с аутизмом зачастую бьются головой о стены или колотят себя по лицу.

Опять же: ребенку не хватает сенсорных впечатлений, и малыш восполняет этот дефицит теми способами, какие ему доступны. Разбежался и стукнулся лбом о стену – получил тактильное впечатление, тем самым нервная система насытилась необходимой стимуляцией. 
Главная опасность – ребено
к может покалечиться.
Что делать? Тот же путь, какой мы описали выше – СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ.
Ребенок так се
бя ведет не потому, что он «сумасшедший», а потому что его психике требуются сенсорные стимулы. Ваша задача как родителей помочь малышу и восполнить его дефициты, удовлетворить его сенсорные потребности.

Выход из той и другой ситуации: максимум тактильных игр, музыкальные и звуковые игры, игры с привлечением еды, воды, текстурных предметов (мех, дерево, метал, крупы).

Записаться на консультацию
Первый медицинский центр в России, оказывающий с 2011 года эффективные комплексные услуги по лечению и абилитации людей с ДЦП, расстройством аутического спектра, последствиями инсульта и черепно-мозговыми травмами
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Я согласен/согласна на обработку своих персональных данных:*
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю своё согласие на обработку моих персональных данных на условиях Политики конфиденциальности
Информация о персональных данных авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных
Спасибо! Форма отправлена
Яндекс.Метрика Verification: 656982d81d011508
Получить консультацию