Сенсорное восприятие мира – это восприятие при помощи органов чувств.
Глазами мы видим. Ушами слышим. Носом чуем запах. Языком ощущаем вкус. А кожей – понимаем, какой предмет горячий, какой холодный, какой твердый, а какой жидкий.
Сенсорное восприятие очень важно в развитии человека. От того, как мы смотрим на мир, зависит взаимодействие с этим миром, коммуникация, обучение и сама жизнь. При помощи сенсорных стимулов ребенок получает ценнейшую информацию об окружающей среде. В мозге малыша тем самым формируются нейронные связи, которые в дальнейшем будут отвечать за интеллект, речь, моторику.
Поэтому, если ребенок в силу своего диагноза не может сам познавать мир: не может дотянуться до кота, чтобы пощупать его шерсть; не может залезть в горшок с маминым фикусом, чтобы понять, какова земля наощупь, запах и вкус – ребенку нужно помочь.
В этой статье мы поговорим о том, как в домашних условиях провести сенсорную интеграцию для ребенка.
Нам понадобятся:
• крупа или фасоль / тазик или контейнер / мыльные пузыри / вода / предметы разной плотности (резиновые игрушки, деревянные, металлические предметы)
Игра первая
Возьмите любую крупу (рис, гречка, манка и т.д.) или фасоль. Высыпьте в контейнер. Возьмите маленькие игрушки (по типу киндеров) и закопайте их в этой «почве». Поиграйте с ребенком в археологов: пусть откапывает игрушки. Если ребенок не может самостоятельно двигать руками, то занимайтесь раскопкой по методу «рука в руке».
Главное, чтобы ребенок чувствовал кожей пальцев и всей ладони характерную текстуру крупы. Это сенсорное ощущение благотворно влияет на развитие мозга.
Игра вторая
Атрибуты те же самые. Только теперь без археологических раскопок. Дайте ребенку полную свободу: пересыпает, сгребает, разбрасывает. Если же ребенок не может этого сделать, то опять же – пересыпайте и сгребайте в формате «рука в руке».
Игра третья
Возьмите мыльные пузыри и сначала дуйте их сами. Пусть ребенок их ловит, мажется пеной. Пусть почувствует эффект скольжения. Если ребенок может дуть сам, то отдайте пузыри и следите только за тем, чтобы малыш не пригубил мыльный раствор. Хотя – такой опыт тоже важен.
Игра четвертая
Возьмите тазик. Налейте в него воду. И опускайте туда игрушки и предметы разной плотности. Давайте это делать и ребенку. В ходе игры ребенок должен узнать, что предметы разной плотности по-разному взаимодействуют с водой. Одни – плавают на поверхности. Другие – тонут. К тому же бултыхание руками в воде – тоже своего рода сенсорная интеграция. Комбинируйте температуру воды: сегодня позанимайтесь с теплой водой, завтра – с прохладной. Так ребенок познакомится с понятием «температура».
А в целом сенсорная интеграция – это естественный процесс, который ни вы, родители, ни сам ребенок – не замечаете. Например, печете вы пироги и даете ребенку пожмакать комок теста. Вуаля – малыш узнал, какова структура теста: на запах, тактильно, зрительно и даже на вкус.
К ребенку подбежал кот. Малыш начал его тискать, получая при этом понятие о том, что коты мягкие, теплые и пушистые. А еще – могут царапаться и кусаться.
Или – ребенок с разбегу нырнул в лужу. Грязно, мокро, липко. Мама в ужасе. Но на самом деле случилось ценнейшее познавательное действие – ребенок провел эксперимент, в ходе которого он узнал, что если прыгнуть в лужу, будет холодно и мокро. Вот так.
Поэтому: давайте своим детям свободу действий и позволяйте ставить эксперименты. Так малыши познают этот мир.
ВАЖНО: но и о безопасности чада тоже не забывайте. Эксперименты хороши в меру!