Оси тела в детской реабилитации и коррекции
В нашем теле глобально есть две оси.
Первая делит наше тело на верх и низ. Вторая – на левую часть и правую.
Просто? – Просто.
Казалось бы, очевидно и даже банально. Вот только в реабилитационной медицине и педагогической коррекции оси тела – это ключевой элемент диагностики и последующей терапии.
Почему так? – потому что оси тела являются базовым и фундаментальным механизмом восприятия собственного тела. А без этого восприятия невозможно ровным счетом ничего: ни движение, ни мышление. То есть на осях тела основывается как физическая составляющая онтогенеза, так и его ментальная часть – высшие психические функции.
Оси тела в физической терапии при ДЦП
У ребенка есть руки и ноги. Руки наверху, ноги внизу. Нам это очевидно, потому что в нашем мозге нет существенных нарушений. А вот для ребенка с ДЦП такая аксиома неочевидна.
Из-за нарушенной нервной проводимости некоторые дети и вовсе не чувствуют свои конечности. И тело в целом. Из-за сниженной двигательной активности ребенок не может самостоятельно проработать свои фундаментальные сенсорные системы и усвоить элементарные моторные модели.
Ну и собственно, пока ребенку не внушить понимание, что есть верх и низ и где именно находятся его руки и ноги – успешная двигательная коррекция едва ли возможна.
А если быть точными, то двигательная коррекция будет начинаться именно с этого: с понятия об осях собственного тела. Где верх? Где низ? Где руки, а где ноги?
Оси тела в психо-речевой коррекции
Ну окей, с физической реабилитацией разобрались. А как обстоят дела с педагогикой?
Дефектологи, нейропсихологи, логопеды, эрготерапевты – в их случае оси тела нужны в аспекте сенсорного и интеллектуального восприятия. Восприятия как себя, так и окружающей действительности.
Да и понятия «верх-низ» / «лево-право» – это чуть ли не главные пространственные категории, без которых человек не сможет полноценно обитать в среде.
А задача коррекционных педагогов именно в этом и состоит – адаптировать ребенка к окружающей среде.
Таким образом, отработка понятий верха и низа, лева и права в контексте собственного тела является основополагающей в начале любой коррекционной педагогической работы, так как закладывает фундамент в дальнейшее развитие высших психических функций.