Итак, у ребенка расстройство аутистического спектра и он начал всячески проявлять интерес к своему рту: перебирает губы пальцами, оттягивает их, засовывает пальцы в рот.
Проблема ли это? – Экспресс-ответ: нет, это не проблема.
В этой статье мы рассмотрим две самые частые причины оральной поведенческой акцентуации у детей с РАС.
Стабилизация нервной системы
Первый в нашей жизни антистресс – это мамина грудь. Когда ребенок сосет мамину грудь, он не только кушает, но и успокаивается. На этом же механизме впоследствии работает соска. Вот ребенок плачет, суем ему соску – вуаля, успокоился.
Именно поэтому, если ребенок вдруг стал трогать рот и лезть в него руками, то очень может быть, что ребенок испытывает стресс и своими действиями, через оральную область, он пытается успокоиться.
Что делать в этой ситуации?
• пойти к врачу (психиатр)
• выяснить, действительно ли ребенок в стрессе
• с помощью медикаментозной терапии и сенсорных практик стабилизировать нервную систему
Ведущий сенсорный канал
Но может быть и другая причина.
РАС – это нарушение в работе ЦНС. Дети с этим нарушением развиваются в иных хронологических рамках, нежели дети без нарушений. Вспомните, как малыши вдруг начинают всё тянуть в рот. Родителей это умиляет. И да, это хорошо, когда ребенок начинает всё тянуть в рот, ведь у него наступил оральный период развития. Иными словами – открылся новый сенсорный канал связи с миром.
У детей с РАС развитие может сильно отставать. А следовательно, оральный период развития может наступить позже. И собственно, когда ребенок с РАС начинает проявлять усиленный интерес к области рта, это может означать, что – ура – наступил наконец этот оральный период развития.
Что делать в этой ситуации?
Грамотный специалист должен выстроить коррекцию на основе этого нюанса.
Что это за нюанс? – У ребенка определился ведущий сенсорный канал – рот. Это значит, что оральные ощущения у ребенка обострились и через рот ему легче получить и усвоить информацию об окружающем мире.
Коррекция должна дополниться сенсорным вводом через оральную область: ребенку нужно давать на пробу продукты с разным вкусом и разной текстуры; давать предметы на разной текстуры на тактильную оральную пробу (твердые, мягкие, ребристые, холодные, теплые). Так мы сможем подобраться к развитию высших психических функций.
Плюс к тому, специалист может и сам попробовать залезть в рот ребенку. Мы имеем в виду логомассаж. И не простой ручной, а усложненный аппаратный. Если у ребенка открылся оральный сенсорный канал, то этим нужно пользоваться и всеми силами пытаться простимулировать нервную проводимость ребенка и восприятие.
Из этого следует еще одна логическая цепочка: если ребенок лезет в рот руками из-за открывшегося орального сенсорного канала, то не за горами и успешный запуск речи.
Это хорошо? – Это очень хорошо!
Таким образом, делаем вывод:
Главное в этом всём то, что, прежде чем паниковать, нужно показать ребенка врачу-психиатру и определить причину странного поведения.