Детский церебральный паралич принято рассматривать, разделяя по степени тяжести. Самую тяжёлую степень считают бесперспективной, а реабилитацию в таком случае - бесполезной. Так ли это на самом деле?
Практически в любом реабилитационном центре можно встретить разных пациентов: кто-то делает первые шаги, кто-то освоил ползание на животе, а кто-то начал сам переворачиваться. Воодушевленные новыми достижениями, дети и родители делятся между собой радостью и пройденным опытом, то разбегаясь по разным кабинетам на процедуры, то снова собираясь в кучу на скамейке коридоров. Но есть определенная категория детей, которые не могут похвастаться своими "умелками". Это дети, которые имеют самую тяжелую степень детского церебрального паралича, их в медицинских кругах называют "бесперспективный", "тяжелый", "вегетативное состояние", а в вульгарной речи просто - "овощ". Несмотря на достаточно большой возраст, они не могут держать голову, имеют глубокую умственную отсталость, у них мышечная масса не развита, сильные контрактуры, слабая реакция на окружающих. Кроме основного диагноза, у тяжелых детей чередой тянутся сопутствующие: эпилепсия, слепота, глухота, систематическое недоразвитие речи, вторичная микроцефалия, трахео- и гастростомы и т.д. Состояние детей больше напоминает младенческий период. Их очень легко узнать при встрече, но очень трудно определить пол и возраст.
В обществе все еще не изжил себя распространенный стереотип о тяжелых детях: если прогноз неблагоприятный, то лечение его - бесполезная трата сил и времени как родителей, так и специалистов. Эта тяжелая ситуация осложняется еще больше, если такого же мнения о своем ребенке сами родители... Увидев тяжелого ребенка на лечении, возникают разные чувства: кто-то жалеет, кому-то безразлично, а есть те, кто откровенно недоумевает: "Зачем мучить ребенка, все равно человеком не станет?!". "Если прогноз неблагоприятный, зачем таскать ребенка на лечение, только зря деньги переводят!". "Эти деньги фонд мог бы потратить на более "перспективного" ребенка!". "Они же все равно ничего не понимают" и т.д. Прежде чем ответить на вопрос "Нужна ли реабилитация бесперспективным детям?", необходимо разъяснить один момент: в отличие от других пациентов, у тяжелых детей реабилитация ставит совсем иные цели.
Цель N 1. Улучшение качества жизни.
Вот приходит мама в массажный кабинет. У мамы на руках взрослый тяжелый ребенок. Он практически лежит на груди, свесив голову с ее плеч, ребенок словно тряпка повторяет все изгибы тела матери. Его аккуратно кладут на кушетку. Он лежит скрюченный, спина горбиком, руки и ноги по разные стороны, ребенок безучастен. Однако, вскоре после начала массажа, ребенка "выравнивают", тело расслабляется и приобретает физиологическое положение. Массаж - самая важная процедура для малоподвижного пациента. Он улучшает общее самочувствие ребенка, восстанавливает кровообращение в неподвижных конечностях. У лежачих детей неправильно располагаются внутренние органы, поэтому вертикализация также необходима. Динамические упражнения на ЛФК разрабатывают мышцы и способствуют работе моторики кишечника, а парафиновые процедуры - снимают боль от скованности мышц.
Цель N 2. Профилактика осложнений.
Частые осложнения у лежачих детей - это вывих тазобедренных суставов, опрелости, пролежни, укорачивание сухожилий и контрактуры. Их можно минимизировать, периодически получая курс реабилитации. К примеру, если не посещать ЛФК, то приводящие мышцы бедра, все время стянутые тонусом, укорачиваются. Постоянное прижатое положение конечностей вызывает опрелости в подмышках, шейных и паховых складках. Затрудненное кровообращение способствует появлению пролежней. А плохо работающие мышцы ротовой полости приводят к трудностям с глотанием, пища попадает в дыхательные пути, что может привести к пневмонии.
Цель N 3. Облегчение ухода.
Профилактика вышеперечисленных осложнений необходима и для более качественного и комфортного ухода за лежачим ребенком. На ребенка легче надевать зимнюю одежду, рукава, ботинки, когда хорошо разработаны суставы (суставная гимнастика). Если тазобедренные суставы имеют физиологическое положение и можно достаточно отводить ноги в стороны, то проще менять памперс (ЛФК). Процесс кормления проходит легче и быстрее, когда ребенок начинает сам жевать и правильно глотать (зондовый массаж) и т.д.
Цель N 4. Радость движений.
Дети находятся в плену своего тела. И даже пассивные упражнения дарят ему радость движений. Через тактильные, звуковые и световые анализаторы ребенок получает по мере своих возможностей новые ощущения. Вот мама берет худенькие ручки-кулачки ребенка и начинает играть в ладушки. 10-летний ребенок расплывается в широкой беззубой улыбке. Именно в тесных контактах дети чувствуют свою причастность и значимость.
Все эти цели ставятся исходя из состояния ребенка. Жизнь ребенка с тяжёлой формой ДЦП - это постоянная борьба со временем, гравитацией и собственным организмом. Опытный специалист всегда грамотно подберёт необходимый перечень процедур, чтобы поднять образ жизни лежачего ребенка и уход за ним на более качественный уровень.
А теперь ответим на главный вопрос: нужна ли тяжелому ребенку реабилитация?
Ответ один: обязательно нужна!
А вы согласны с этим мнением?