Чистота – важная часть быта. Особенно, если в семье растет ребенок с аутизмом. И если причесать, умыть, одеть может мама, то что делать с походами в туалет?
В этой статье мы поговорим о том, как приучить ребенка с аутизмом ходить в туалет.
Испражнения – моча и кал – настоящая проблема, если ребенок не приучен к горшку или унитазу. Грязное белье, одежда, руки и даже стены. Бывает всякое.
Рассмотрим конкретные примеры из практики нейропсихолога, к которому обратились родители с запросом «приучить ребенка к туалету».
Пример 1
У мальчика задержка речи. Он понимает обращенную речь, но сам не говорит. В туалет не просится, а пачкает штаны.
Рекомендации нейропсихолога были следующими:
После каждого приема пищи нужно подождать какое-то время (час-два) и усадить ребенка на унитаз. В это время перед ним необходимо поставить стол с игрушками, развивашками и занять ребенка. Пусть сидит так около часа, с перерывами каждые 20 минут.
Если это не даст результатов, то стоит прибегнуть к легким слабительным.
Главное здесь – дождаться момента, когда ребенок все-таки покакает или пописает и после этого очень сильно его похвалить. Дать любимое лакомство, покружить на руках. Через поощрение нужно сформировать у ребенка эту логическую цепочку: если я схожу в туалет, меня наградят.
Такое прививание навыка может занять какое-то время. Ребенок поел, дать слабительное, усадить на унитаз, занять игрой, ждать.
Рано или поздно желаемое случится. А из-за регулярного повторения в мозге ребенка сложится стереотип, который в дальнейшем уже не потребует поощрения. Поход в туалет доведется до автоматизма и станет ритуалом. А для детей с аутизмом ритуалы очень важны. Так что совсем скоро ребенок сам будет проситься в туалет и всё наладится.
Пример 2
Можно попробовать и другой способ.
Включить поход в туалет в ежедневное расписание. Повторюсь, для детей с аутизмом предельно важно соблюдать алгоритмы и расписания. Повесьте на стену такое расписание с картинками, куда включите поход в туалет.
Например, перед прогулкой нужно сходить в туалет. Постепенно ребенок усвоит правило, а его организм даст ответную реакцию – потребность пописать или покакать будет возникать именно в означенное время. Этот механизм описал еще ученый Павлов в своем знаменитом эксперименте с собаками. Условные рефлексы бывают разными: у одних течет слюна перед обедом, а у кого-то можно выработать потребность посетить туалет перед прогулкой.
Пример 3
Есть мальчик. Он может писать только в пластмассовое ведерко. Вот такая у него эмоциональная фиксация – только ведерко и точка.
Как быть? Первое, что мы сделали, это уводили мальчика с ведерком писать в туалетную комнату. Стоя рядом с унитазом, он писал в ведерко. Потом мы предлагали ему сесть на унитаз, при этом подставив ведерко под струю. Успех. Затем дошли до того, что ребенок согласился пописать в унитаз, если ведерко будет стоять рядом. Удалось и это. В итоге, потребность в ведерке у ребенка отпала. Мы смогли разомкнуть цепь привязанности.
Вывод
Дети с аутизмом очень разные. И особенности их поведения очень разные. Какого-то универсального способа приучить ребенка ходить в туалет, увы, нет (это касается и нормотипичных детей). В каждом отдельном случае нужно действовать индивидуально, творчески, исходя из особенностей поведения малыша.
Но есть и универсальные правила:
• всё нужно подкреплять поощрением;
• нельзя ругать ребенка, стыдить и давить на него;
• поход в туалет нужно сделать ритуалом.
И, главное, обращайтесь к специалистам за помощью. Так, проблему туалета и опрятности поможет решить нейропсихолог.