Детский церебральный паралич (ДЦП) – серьезное заболевание, которое поражает нервную систему ребенка. Болезнь связана с поражением или недоразвитием областей головного мозга, что приводит к нарушению двигательных функций, может быть затронута речь, зрение, слух, интеллект. Существуют различные формы ДЦП в зависимости от локализации и размеров поражения мозга, поэтому лечение должно быть подобрано строго индивидуально с учетом стадии и тяжести болезни, возраста и психического развития ребенка.
В лечебную программу в обязательном порядке включена лечебная физкультура (ЛФК) и массаж. Основная цель этих процедур – ослабление патологических рефлексов, нормализация мышечного тонуса и постепенное развитие и улучшение путем тренировок, двигательных функций ребенка.
Главными критериями являются:
Ребенку с ДЦП, у которого затруднена речь, показан логопедический массаж, который способствует расслаблению мышц лица, шеи, языка и таким образом позволяет нормализовать речь.
Массаж применяют классический и точечный.
Классический логопедический массаж предполагает различный комплекс движений, выполняемых руками логопеда-массажиста на лице и шее. Воздействие оказывается на мышцы от центра к периферии. При массаже выполняют различные типы движений - поглаживание, растирание, разминание, растягивание и др. Различаются движения также по силе воздействия - медленные и быстрые, поверхностные и глубокие. Последовательность движений выбирается в зависимости от того, какие мышцы необходимо расслабить, и повторяется три-пять раз.
Такой массаж способствует более избирательному воздействию на выбранные мышцы.
Используют два метода воздействия:
Тормозной, который состоит из двух фаз:
Возбуждающий - используются энергичные короткие надавливания подушечкой пальца на БАТ, причем после каждого приема палец с точки резко снимается.
Точечный массаж проводится по специальной схеме, которая составляется после невролого-логопедического обследовании ребенка с учетом показаний и противопоказаний. Время воздействия на каждую БАТ 15-30 секунд.
При проведении любого логопедического массажа добавляются гимнастика для шейных мышц.
Гимнастика проводится руками массажиста-логопеда (пассивная), самим ребенком по указаниям (активная) и с приложением сопротивления. Также упражнения выполняются при различных положениях тела (стоя или сидя, лежа на животе, лежа на спине). Нагрузка повышается постепенно.
Регулярное выполнения массажа, гимнастики и других процедур обычно способствует улучшению состояния практически всех больных.
Для маленьких детей все движения выполняются подушечками пальцев мягко и нежно так, чтобы ребенку было комфортно.