Итак, поговорим о купании. У детей с аутизмом этот процесс может превратиться в серьезную проблему. В этой статье мы рассмотрим две самые частые причины трудностей.
Расстройства аутистического спектра – это психо-неврологическое нарушение. Наряду с поведением и восприятием окружающего мира, у ребенка могут быть и сенсорные особенности. Одна из них – обостренные тактильные ощущения.
Многие дети с аутизмом испытывают боль, когда струя душа попадает им на макушку. Всё потому, что нервные окончания на голове посылают в мозг патологические сигналы. И то, что здоровому человеку кажется нормальным и даже приятным (постукивание по коже водой), для человека с аутизмом невыносимо.
Такой же механизм работает в тех случаях, когда людям с аутизмом неприятны чьи-то прикосновения. Они могут доставлять чисто физиологический дискомфорт из-за обостренной сенсорики.
Как быть в этой ситуации?
Во-первых, следует укоротить волосы, чтобы процесс мытья головы стал простым и быстрым. Для мальчиков короткие волосы – это обычная история. Девочкам же принято носить длинные волосы. Но возникает вопрос: «Принято кем?» Кто сказал, что девочкам обязательно нужно носить длинные волосы? Вопрос без ответа...
Сейчас в парикмахерских можно сделать девочке красивую и стильную короткую стрижку, уход за которой не будет обременять.
Во-вторых, душ следует заменить ванночками или тазиком, чтобы прикосновения воды были деликатными.
Как помыть голову? Окуните голову ребенка в воду, чтобы намочить. Нанесите шампунь. А потом точно так же смойте пену, окунув голову ребенка в воду. Если малыш боится, то смыть шампунь можно мокрой тряпочкой, мочалкой или небольшими порциями воды из ладошки.
Ну а помыть ножки, ручки, спинку достаточно легко, если ребенок сидит в ванне или тазике.
Иной случай, если ребенок в принципе боится воды.
Тут с неврологией всё в норме. Патология в восприятии, то есть нарушение психическое.
Для того чтобы избавить ребенка от страха принимать ванну или мыться под душем, нужно зайти издалека.
Игры с водой. Начните с малого: помочите пальчики в стакане с водой. Когда ребенок привыкнет, переходите к тазику. Искупайте игрушки. Помойте вместе с ребенком посуду в тазике. Побрызгайте воду в разные стороны (но не в лицо ребенку, так как это может вызвать нежелательные реакции: панику, агрессию, слезы).
Когда ребенок привык к манипуляциям с водой при помощи рук, переходите к ногам. Помочите в тазике ноги. Потом пусть ребенок играет со своими игрушками, будучи в тазике с водой.
Так, постепенно, вы дойдете до того, что ребенок без протеста залезет в ванну или встанет под душ.
Главное, не бойтесь, что все вокруг будет мокрым: пол, ковер, стены, мебель. Всё высохнет. Для ребенка же это будет ценнейшим сенсорным опытом, который создаст в его мозге те нейронные связи, которые малышу понадобятся, в том числе, для произношения звуков, речи и мышления.