Аутизм – расстройство личности, выражающееся в нарушении взаимодействия с окружающими. Главный признак заболевания – нежелание ребенка идти на эмоциональный контакт. До 2-3 лет такие дети развиваются нормально, после чего происходит задержка в развитии или даже регресс. У них могут наблюдаться:
В связи с этим при воспитании и обучении такого ребенка необходимо проявить терпение и учитывать особенности его мировосприятия.
При контакте с ребёнком, страдающим аутизмом, стоит проявить особую осторожность. Поскольку у ребенка нарушена координация движений, важно создать ему безопасную обстановку и по возможности страховать его. Необходимо свести к минимуму свои эмоции в ответ на опасные ситуации – не показывать малышу испуга, расстройства, гнева. В окружении вашего чада не должно остаться ничего, что может его напугать. Исключите резкие звуки, мощные источники света, резкое движение предметов, резкие запахи. Имейте в виду, что такие дети болезненно реагируют на любые перемены, вплоть до перестановки мебели в комнате.
Учитывайте особенности своего сына или дочери и при выборе игрушек. Ориентироваться стоит не на возраст, а на конкретные интересы малыша. Для таких деток рекомендуются игрушки, издающие звуки или играющие мелодию, конструкторы, кубики, фигурки животных (или героев мультфильмов). Для постепенной социализации ребенка научите его вместе с вами собирать пазлы или играть в спокойные настольные игры.
Поддерживайте попытки общения крохи. Как можно больше сами говорите с малышом, проговаривая все свои действия. В разговоре используйте короткие предложения, избегайте иносказаний и абстрактных бесед. Старайтесь говорить с ребенком о том, что ему интересно.
Не забывайте, что такие дети не выносят физического контакта. Держите комфортную ему дистанцию, в тоже время ненавязчиво выражайте готовность к общению. Не обижайтесь на молчание ребенка. Создайте ему зону, где он сможет при желании побыть один – для него это важно. У каждого мальчика или девочки могут быть свои особые ритуалы, позволяющие расслабиться (посидеть на кресле, погладить мягкий плед и т.п.), не запрещайте ему этого.
Купите домашнее животное, доверив выбор ребенку, иначе зверек только напугает его. Питомец позволит ему стать менее замкнутым.
Заведите дневник, куда записывайте зависимость поведения ребёнка от тех или иных ваших действий или ситуаций. Это поможет вам правильно выстроить общение.
При воспитании ребенка с аутизмом рекомендуется придерживаться нескольких правил.
При обучении ребенка с аутизмом нужно давать ему простые и четкие инструкции. Стоит сначала обучить его деталям, а затем объединить эти знания в более крупные навыки. Время от времени повторяйте пройденное.
Важно мотивировать ребенка к выполнению задания. Предоставьте ему на выбор «награды», которые он может получить по завершению работы: угощения, предметы, занятия, которые любит ребенок. Человечек должен знать, что после выполнения урока его ждет приятное, и должен понимать что именно.