С появлением в семье "особенного" малыша жизнь родителей кардинально меняется. Начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая обустройством быта. Родители стремятся максимально адаптировать условия жизни особенного ребенка, не замечая на своём пути "подводные камни"
С появлением в семье "особенного" малыша жизнь родителей кардинально меняется. Начиная от взаимоотношений в семье и заканчивая обустройством быта. Родители стремятся максимально адаптировать условия жизни особенного ребенка, не замечая на своём пути "подводные камни".
Преобразование социо-культурной среды, доступной для людей с ОВЗ, дало шанс многим инвалидам почувствовать комфорт общения и передвижения. Закрепленные на законодательном уровне обязательства по установке пандусов, лифтов или кнопок для вызова персонала позволили адаптировать для "особенных" людей практически все общественные места. Адаптирование окружающей среды, или по-другому - приспособление, один из важных моментов в жизни каждого инвалида. Однако для "особенных" людей адаптировать приходится все: от обычной обеденной кружки-непроливайки на кухне до специального подъемника в аэропорту. Серьезные перемены претерпевает и интерьер квартиры, приспосабливаясь под нужды "особенного члена семьи".
Квартира или дом, в котором родился ребёнок-инвалид, сначала ничем не отличается от остальных. Это уютная комната с красивой кроваткой, люльки и погремушки. Со временем, когда окончательные диагнозы выставлены, в комнате "поселяются" вертикализаторы, поручни и опоры. Родители, обеспокоенные комфортом и благополучием своего особенного ребенка, кроме активной реабилитации, усердно преобразовывают внутреннее убранство квартиры, максимально адаптируя его по возможностям ребенка-инвалида.
Адаптивная квартира - это значит жилье с полностью приспособленным интерьером по состоянию ребенка с ОВЗ. Иногда переделывается всё: от встроенной мебели до инженерной перепланировки стен. В идеале, находясь в такой квартире, особенный ребёнок не чувствует неудобств. Здесь все сделано под него. Однако тут-то и кроются "подводные камни" полностью приспособленного дома. Рассмотрим примеры адаптивной квартиры с его возможными минусами.
"Планировка"
Если ребенок-инвалид проживает в квартире советской планировки, то узкие входы, коридоры, выпирающие пороги мешают спокойно проехать на инвалидной коляске. Родители без капли сомнения рушат стены и расширяют дверные проемы. Это даёт свободу маневрировать на коляске, ребенок легко перемещается по дому в любой уголок. Однако, тут "особенного" члена семьи предостерегает опасность. Получив более лёгкий и быстрый способ перемещения, малыш может отказываться ходить в ходунках или ползать. Ведь в ходунках так трудно и долго ходить, чем на коляске (особенно - если коляска с электродвигателем). Постепенно коляска начинает заменять ходунки и ползание, превращаясь полностью в единственное средство передвижения, а навыки ходьбы регрессируют. Поэтому важно не забрасывать активные движения, а стимулировать ребенка на ползание и ходьбу по квартире.
"Мебель"
Вместе с ростом ребенка, претерпевает изменения и мебель в доме. Например, для неходячего ребенка с ДЦП кровать делают на очень низкой высоте, практически на одном уровне с полом. Это позволит ему утром, не дожидаясь помощи постороннего, сползти с кровати. Или в течение дня ребенок заползает на свою кровать и может прилечь отдохнуть. По такому же принципу конструируется другая мебель: низкие столешницы, раковины, шкафы, включатели и розетки. А если ребенок с ОВЗ уже подрос и предполагается, что он будет жить один в квартире, то на нижний уровень спускаются и газовые плиты. Удобная мебель - это бессомнения огромный плюс. Однако, коварность такого удобства в том, что попадая в чужую квартиру ребенок не сможет ничего сделать в бытовом плане: помыть руки или залезть на кровать. Фактически человек становится беспомощным, поэтому с малых лет желательно стараться учить ребенка жить в обыденных условиях.
"Интерьер"
Внутреннее убранство тоже имеет значение. Например, дети с расстройствами аутистического спектра по-своему реагируют на внешние раздражители, так как имеют особое восприятие окружающего мира. Такой ребенок может бояться наступать на ворсистые поверхности (ковры, палас, пушистый плед). Даже малейшее прикосновение к меху вызывает у ребенка испуг, он может долго визжать и плакать. Тогда родители полностью исключают из дома все текстильные принадлежности с высоким ворсом.
Плюсы: ребенок спокойно ходит по комнате. Родители довольны.
Но минусы - это то, что ребенок в любое время может оказаться в комнате, где есть пушистый предмет. Например, в кабинете врача или в гостях. Это может спровоцировать истерику в неудобное время. По этой причине, родителям необходимо прилагать все усилия, чтобы плавно научить ребенка воспринимать окружающую среду, а не решать проблему просто изымая "неприятный" предмет из поля зрения.
"Специальные технические приспособления"
Одно из наиболее востребованных предметов - это стул с санитарным оснащением. Особенным детям иногда трудно "подружиться" с унитазом. Поэтому после детского горшка, родители "пересаживают" подросших детей на санитарные стулья. Например, ребенок с ДЦП плохо сидит и не может удержать равновесие, а ребенок с аутизмом может просто бояться садиться в унитаз. Все ТСР продуманы для комфорта больных с ОВЗ и для ухаживающих за ними. Однако это удобство ограничивается границами квартиры. За пределами адаптивной среды рано или поздно придется столкнуться с санитарно-бытовыми нуждами. Эту деликатную проблему нужно решать ещё с детства, по возможности приучая ребенка к простым, но очень важным навыкам самообслуживания.
"Члены семьи"
Очень часто случается, что приспосабливая окружающий быт, члены семьи сами вовлекаются в этот процесс. Ребенок-инвалид воспринимается как член семьи, которому постоянно нужна помощь. Например, несмотря на то, что ребенок уже может взять и удерживать предметы в руке, родители (бабушки/дедушки) все ещё продолжают кормить его с ложки, чистят зубы, одевают. "Ведь ребенок делает это так долго и неуклюже, а у меня нет времени ждать" - думают родители. Ребенок с ОВЗ в таком случае может вырасти безынициативным и абсолютно не приспособленным к самостоятельной жизни. Необходимо с малых лет поощрять попытки самообслуживания, поручая "особенному" ребенку мелкие домашние дела: положить мусор в ведро, снять свои носочки, нажать на кнопку и включить телевизор.
Бесспорным аргументом в пользу адаптивных квартир является тот факт, что ребенок может сам себя обслуживать. Это избавляет родителей от ежедневного контроля и хлопот. Однако в погоне за удобством и доступностью, нельзя превращать квартиру в "теплицу", выращивая ребенка неприспособленным даже к элементарным навыкам. Все условия пребывания "особенного" ребенка подстраиваются под него индивидуально, учитываются все настоящие умения и реальные перспективы развития.